пятая лекция

Антуан де Сент-Экзюпери, "Маленький принц"

В этой сказке границы жанра уже значительно более размыты, чем в детских или "полудетских" сказках, которые мы проходили раньше. У этой сказки есть удивительное свойство: ее необязательно перечитывать. Даже не только ключевые моменты, не только сюжет - запоминаются фразы, остается настроение. "Маленький принц" - это явление, явление не только в детской литературе. Даже не только во взрослой. Даже не только философская система координат и особое эстетическое направление, это еще - и сложный магический ключ к неведомому. К звезде, с которой родом герой этой сказки-притчи-повести, а может быть - к ящику, в котором лежит его барашек))

Итак, откройте ваши хрестоматии на странице

Маленький принц

Первое, что бросится нам в глаза - рассказ от первого лица. Это сразу сообщает сказке оттенок личного, исповедального - в отличие от эпического, по существу, рассказа в детских сказках. Так же будут выглядеть и некоторые сказки Гофмана, о которых мы будем говорить позже - тоже написаны от первого лица, правда, совсем с другой целью. Рассказ от "я" - это знак, указывающий на большую важность рассказываемого лично для автора. Но самое интересное, что здесь не просто рассказ от автора, но ДВА рассказа от первого лица!)) Обрамление сказки изложено от лица Сент-Экзюпери(да, именно так, от автора в этом случае - значит от автора), а помимо этого внутри -рассказ Маленького Принца, который... формально написан от третьего лица. Это - достаточно сложная литературная форма, для сказки, в принципе, нехарактерная.

В "Маленьком принце" есть, как минимум, два основных пласта столкновения миров, две плоскости, в которых миры конфликтуют. Более внешний пласт столкновения - это безжалостный мир пустыни, в которой оказались Маленький принц и автор, конфликтующий с живой Вселенной, увиденной Маленьким принцем. И более сокровенный пласт: мир взрослого человека и мир ребенка.

Тема взросления, прощания с детством, конфликта детского и взрослого мировоззрения не однажды обыгрывалась в литературе. Но, обычно это столкновение было представлено через два главных образа: образ ребенка и противопоставленный ему образ взрослого. В этой сказке образа взрослого, как такового - нет.

Даже Делец, виденный Маленьким Принцем - это не взрослый человек, это - одна из граней взросления глазами ребенка, и, в то же время - одна из сторон человеческой ограниченности глазами свободного человека. Взрослый мир в изучаемой нами сказке проявляется только через рассуждения и рассказы существ, пострадавших из-за этого мира. Взрослый мир отнимает у автора его Друга - Маленького Принца, этот же мир выгоняет прирученного Лиса, этот мир лишает автора возможности научиться рисовать, чтобы нарисовать барашка...Самый интересный в этом смысле образ - образ автора. Он стоит на грани, на стыке взрослого мира и мира ребенка. Что еще удивительнее - этот образ развивается на протяжении сказки. Вначале автор - только летчик, потерпевший в пустыне аварию, который способен снисходительно отнестись к неизвестно откуда появившемуся ребенку. Снисходительно, но не более того. К концу сказки автор практически переходит в позицию ученичества по отношению к Маленькому Принцу, уже не только речь не идет о какой бы то ни было снисходительности, но есть четкое разграничение: мудрец -Маленький Принц, ученик - автор. В сущности, эта сказка - о пробуждении магии в человеке...Помните, мы говорили о магии эмоции, в связи с Уайльдом? Здесь - другая магия, магия видения чудесного в привычном, интуитивный вид магии. Сказка Сент-Экзюпери, прочитанная ребенком в детстве, призвана надежно защитить его от "взрослости", ненавязчиво предложить человеку ключ к скрытой в каждом маге способности видеть настоящее, несмотря на будничную мелкую пыль, застящую глаза.

Золотистый цвет в сказке. В мире Маленького Принца неизменно присутствует золотой - от золотого шарфа у него на шее и золотых волос Маленького Принца - до желтой змейки, принесшей ему смерть и освобождение. Для Маленького Принца золотистый является цветом-символом, кстати, звезды в этой сказке тоже золотистые. Сказка насыщена иносказаниями, обычный сказочный принцип "говорящих" и "мыслящих" животных, предметов, растений здесь также слегка "повернут" в нужном автору направлении, ведь Роза Сент-Экзюпери - это действительно Роза, цветок, в сказке это постоянно подчеркивается, проводятся параллели и сравнения с другими цветами. И, в то же время, именно ЭТА Роза - живое и мыслящее существо со своим характером(кстати, довольно сложным)), со своей "изюминкой", характеристикой. Помните, когда мы говорили об Уайльде, мы обнаружили человечность его нечеловеческих существ. У Сент-Экзюпери, при формальном сходстве, - совершенно противоположное, его герои "чуть-чуть" нечеловечны, точнее, их человеческие черты в том соединении, которое им придает Сент-Экзюпери, выглядят слегка фантастично.

Экзюпери, желая сохранить в читателе детскую мягкость и гибкость сознания и видения мира, в то же время, предполагает гораздо более серьезное внутреннее взросление читателе в процессе прочтения сказки. Сравните начало сказки, и ее конец. Стиль един, эклектики нет. Но только к концу выявляется весь скрытый трагизм этой сказки, только тогда, когда мир ребенка, мага, широко открытых глаз и способности удивляться вплотную сталкивается со смертью - явлением мира взрослого. И снова обратим внимание на развитие ситуации: Маленький Принц ведет себя как взрослый перед лицом смерти, как, быть может, более взрослый, чем многие настоящие взрослые. А автор выглядит здесь уже ребенком, не желающим смириться с тем, что должно произойти.

Эпизодические персонажи - Король, Делец, Географ, Честолюбец...Они, в отличие от главных героев, написаны вполне в духе традиционного для детских сказок условного изображения. Каждый из этих персонажей представляет одну из сторон человеческой - взрослой ограниченности. Жажда власти. Жажда бессмысленных знаний. Жажда поклонения. У Андерсена они были бы главными героями, скорее всего. У Уайльда такие герои появиться вообще не могли бы. В этой сказке они только помогают лучше раскрыть образ Маленького Принца и всю связанную с ним образную сферу.

Последнее на сегодня, о чем я хочу ,чтобы вы сами подумали: помните бессмертную фразу Лиса "Мы в ответе за тех, кого мы приручили"? Эта фраза стала частью мировоззрения целых поколений, обеспечив бессмертие сказке о Маленьком Принце. А если мы обратимся непосредственно к главным героям сказки, то кто кого приручил, согласно внутренней логике произведения:автор Маленького Принца, или Маленький Принц автора? Роза Маленького Принца или он ее? Но это уже первый вопрос вашего домашнего задания))

 
Добро пожаловать в Нью Хогвартс!
  Rambler's Top100

Обратите внимание! что на сайте даны краткие тексты лекций для ориентирования в материале. Сами лекции, а также домашние задания к ним, даются в лекционном классе

 

Сайт управляется системой uCoz