ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

Что изучает предмет "сказковедение"


Каждая сказка - это особый мир. Мир, со своими законами, особенностями и символами, но всегда связанный с нашим миром. Сказка может дать нам ключ к пониманию особых, тонких материй в нашем мире и обществе. В сказке главным, часто, является совершенно второстепенное для жанра на первый взгляд. Это может быть поэтика. Стиль. Все то, что создает самобытность произведения. Проще говоря, то, что позволяет нам запомнить сказку и отличить ее от других, даже если мы встретились с ней в самом раннем детстве.
Здесь я хочу сразу сделать оговорку: в этом курсе речь будет идти только об авторских сказках. По идее, предмет "сказковедение" должен включать в себя и народные сказки, но если мы будем разбирать их, нам придется углубиться в дебри фольклористики, что не всегда просто.
Помимо чисто литературных достоинств, сказка должна отвечать и нескольким другим, специфическим требованиям, которые определяются ее назначением.
Традиционно считается, что сказка в легкой и понятной форме должна учить ребенка "разумному, доброму, вечному")) Если бы об этом знали еще и авторы сказок, было бы вообще прекрасно. Но они ,видимо ,часто не в курсе того, чему и кого должна сказка учить.
И тем не менее из этого, сильно сужающего вопрос мнения рациональное зерно мы вычленить можем. Сказка действительно призвана научить. Но не обязательно ребенка...а уж чему научить, это вовсе странный вопрос, так как это НЕЧТО нередко почти неуловимо и спрятано под невероятным количеством "косметики" - то есть, выражено в иносказательной форме. Бывает даже, что сам автор не знает, о чем же говорит написанная им сказка.
Предмет, который мы с вами сегодня изучаем "проростает" нитями-связями с гораздо большим количеством направлений, чем это может показаться на первый взгляд. Я не буду говорить, какая из этих связей наиболее тесная...Это слишком спорный вопрос. Для меня лично сказка ближе всего к мифу. Сказка вырастает из мифа, сохраняя наиболее ценное в нем - сюжетную линию, образность(отчасти, правда) и...приятие альтернативной реальности. Читать миф, не веря ему - можно, если очень постараться. Читать сказку, не веря ей - никогда, именно потому, что сказка не претендует на истинность. Мы знаем, что Апполона не существовует ,даже тогда, когда читаем о его любви к Дафне. Точно так же мы знаем, что не существовало и не существует принца, поцеловавшего Спящую Красавицу, но...но об этом как-то забываешь во время чтения. Никто не замечал подобного эффекта?)) Впрочем, я отвлеклась.
Несомненна связь сказковедения с психологией. Сказка - это очень мощный инструмент воздействия на психику. Более того, действует она в большинстве случаев на подсознание, так как знакомство со сказкой происходит в том возрасте, когда подсознание еще открыто. Ничто так не развивает воображение, как сказка. А маг без воображения -это нонсенс))
Вот мы и подошли к связи сказковедения с магией.
Нет, дело не в том, что сказки развивают воображение...хотя это тоже важно. Дело в том, что сказка - это и есть магия. Настоящая магия.
В сказке скрыт очень мощный и практически неиссякаемый источник магической энергии. Единственное, что нужно сделать ,чтобы получить к нему доступ - услышать сказку. Не прочесть и не прослушать...услышать. Если вы в состоянии почувствовать дух сказки, вы уже получете доступ к источнику. Именно из сказок мы берем строительный материал для наших собственных миров, больших и маленьких.
Последнее, о чем хочу сказать сегодня - стиль, принятый в написании сказок. Конечно же, как всякий литературный жанр, она предъявляет к стилю свои требования. Стиль, исторически сложившейся для написания сказок - предшественник стиля фэнтэзи ,столь популярного в последнее время. Хотя есть, конечно, и исключения(к примеру, мы будем проходить с вами сказки Гоцци - одно из таких исключений))
Подробнее на этом вопросе я остановлюсь при разборе конкретных сказок при наших с вами дальнейших встречах.

 
Добро пожаловать в Нью Хогвартс!
  Rambler's Top100

Обратите внимание! что на сайте даны краткие тексты лекций для ориентирования в материале. Сами лекции, а также домашние задания к ним, даются в лекционном классе

 

Сайт управляется системой uCoz